Категории раздела

Поэзия [12]
Поэтическое творчество
Проза [24]
Прозаические работы
Исследовательские работы [6]
Проекты и исследовательские работы

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Русский язык и литература
Главная | Регистрация | Вход
Творческие работы учеников


Главная » Статьи » Творческие работы учеников » Проза

Духовное наследие М.Ю. Лермонтова (на материале стихотворения "Демон")

Духовное своеобразие отечественной литературы можно связать с универсальностью русского духа, его чувственной непосредственностью и человечностью, позволившими художникам слова выразительно отражать многообразные стремления человеческой души.

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Лермонтов, подобно многим современникам, не стал исключением. Он остро переживал и, как художник, отображал борьбу несовместимых духовных стремлений. Вместе с тем он пытался познать и образно запечатлеть наклонности и возможности бездуховного сознания: рассудочно-скептического и чувственного. Он был увлечен духовной борьбой, происходившей на уровне, который определялся противостоянием христианской мистики и антихристианского демонизма.

Демонизм позволяет его носителю перекраивать мир по-своему, во всем утверждать собственную волю, свободную от обязательств перед людьми. Лермонтов считал это явление общечеловеческим, наделяя своих героев правом распоряжаться чужими судьбами и даже жизнью: «Мой демон», «Тамара», «Маскарад», «Демон». Кто же такой демон? Демона часто путают с дьяволом, а это разные вещи. Это хорошо понял Врубель, когда писал своих демонов. Это порыв, мучения, бесконечные муки становления. Даже отцы церкви признавали, что зло может быть добрым. Алхимики считали, что Демон двоичен.

В романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном становился сам Бог. Ведь именно он принуждал человека страдать, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было. Вопрос о борьбе части высших духов с Богом-Творцом привлекал Лермонтова всегда, что, в частности, нашло отражение в работе над поэмой «Демон», начатой в 1829 году, длившейся в течение всей творческой жизни и воплощающий постепенный переход от сочувствия Демону к осуждению его как «духа порочного», «злого».

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона чувствовать и действовать без ограничений, вызов мирской обыденности, бунт против Бога были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает человеческую ограниченность во времени и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: Демон желает освободиться от мирской суеты. "Зло наскучило ему" оттого, что люди не в состоянии понять его. Он не питает слабости власти, он не тщеславен, его не тяготят заботы людей. Однако его мечтам не дано сбыться. Примирение с небесами не состоялось: Демона оттолкнули. Демон не вкусил истинной любви и его опять заставили сыграть роль злодея. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета «Раздался тягостный укор». Посланник божий назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Демон понял, что у Неба не хватило веры в добро, веры в него самого. Не стерпев унижения, он вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон начал пятиться назад. Причиной поражения Демона стала его ограниченность, он не смог победить демоническое начало и был побежден самим же собой.

В личности и творчестве Лермонтова различаются две противоположные тенденции.

Первая линия – богоборческая, многие считают ее влиянием Байрона, но байронизм есть противопоставление свободной и гордой личности окованному цепями условностей и посредственности человеческому обществу. Бунт Байрона — бунт против общества. А у Лермонтова бунт не так последователен, глубок, он не уводит поэта ни в добровольное изгнание, ни к освободительному движению. Суть лермонтовского героя — в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе у каждого живет свой Демон.

Демон — это сам автор, всю жизнь метавшийся между небом и землей, молитвами и проклятиями. М. Ю. Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным.Единственным, узеньким, шатким, но нерушим мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф. И. Тютчев:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Вторая линия – богоискательства. Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремиться к Богу. «В небесах я вижу Бога». Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в его гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознает, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю.

За то, что часто звуком грешных песен

Я, Боже, не Тебе молюсь.

Лермонтовский Демон — не литературный прием, а попытка художественно выразить некий глубочайший опыт из слоев глубинной памяти поэта на поверхность сознания. Поэма «Демон» показывает демона, как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других и пытается преодолеть самого себя.

Итак, творческое сознание Лермонтова было исполнено противоречивых порывов, среди которых особенно сильными оказались антихристианский демонизм и христианская мистика. В своем творчестве Лермонтов пытался отразить борьбу возвышенного божественного и обыденного мирского, что усилило роль христианской морали в его творчестве. Глубоко развитое чувственное мировоззрение помогало поэту в полной мере отразить демоническое начало, присущее всему живому, но не решающееся на дерзкий бунт против Бога.

Для Лермонтова важно было показать, что Демон человечнее Бога. Божественная гармония прекрасна, но она вне-человечна. И Демон воплощает собой трагические искания человека, его обретения и потери. Он отражает глубинность человеческого духа в процессе познания мира. Из-за противостояния гармонии и сущего изменению подлежит не только мир, но и человек. Мир должен стать более человечным, человек - более миpообъемлющим. Отсюда усиление в романтизме "Демона" не только субъективного, но и объективного начала, придающего поэме новое качественное своеобразие.

Категория: Проза | Добавил: Matfeya (14.10.2016)
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024