Категории раздела

Поэзия [12]
Поэтическое творчество
Проза [24]
Прозаические работы
Исследовательские работы [6]
Проекты и исследовательские работы

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 19.05.2024, 02:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Русский язык и литература
Главная | Регистрация | Вход
Творческие работы учеников


Главная » Статьи » Творческие работы учеников » Проза

Духовное наследие А.С. Пушкина (на материале стихотворения "Пророк")

Духовные дары  и наследие даны

свыше только одарённым людям,

способным нести и глаголить истину народу.

 

В мировой культуре есть имена, которые вмещают в себя куда больше, чем просто «жил-писал». В русской литературе на этих именах стоит не только основание нашего образования, но и само понятие русская культура, традиции, душа. А.С. Пушкин занимает особое место в пантеоне классиков отечественной словесности. Его путь был труден, слишком короток, но, вместе с тем, беспредельно ярок, а наследие неоценимо. Нельзя взяться за изучение его творчества с мыслью, что нам все станет ясно, как только «прочитаем поэмы, посчитаем строки, выделим тропы, найдем аллюзии». В каждой строке его стихотворений, в каждом эпизоде его романов лежит глубинный культурологический смысл, заложенный туда не столько им самим, сколько общенародной душой России, познать которую ему было дозволено свыше. Несомненно, в его творчестве нашли отражение культурные традиции многих поколений и народов, но путеводной звездой, красной нитью его исканий все же оставалось духовное наследие русского народа, православные традиции и глубокая связь с Богом.

Вся творческая судьба поэта представляет собою своего рода поиски духовной основы. Наследие греко-римской античности – одно из главных и постоянных слагаемых творчества Пушкина. Античность неизменно привлекала поэта как идеалом высоко гуманизма, так и гармоническим единством формы и содержания. Античность несла с собой идеал прекрасного человека, гармонического сочетания чувственного и духовного, идеальной соразмерности формы.

По мнению исследователей, выделяют три античных цикла пушкинского творчества. Первый цикл охватывает 1814 – январь 1822 года. На 1824–1826 гг. приходится второй, краткий, но очень значительный античный цикл в творчестве Пушкина. Третий античный цикл занимает последние пять лет жизни поэта и отличается особой интенсивностью переживания античного наследия.

Поэт знает, что все мысли и чувства народа выражаются в поэтическом творчестве, поэтому Пушкин старается подойти ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Пушкин внимательно изучил народную поэзию и записал песни и народные обряды, также вспоминая и заставляя няню снова рассказать сказки, находя в них выражение «народного духа».  Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремится проникнуть в нее, творчески овладеть ее содержанием и формой, научиться самому создавать такие же песни и сказки, какие создавали безыменные народные поэты. И это ему удалось настолько, что до недавнего времени некоторые из его произведений в народном духе (например, "Песни о Стеньке Разине") исследователи принимали за записи подлинно народных песен. В отличие от всех предшественников, Пушкин в своих "подражаниях" касается, прежде всего, социальных и политических тем народной жизни.

Профессиональное занятие светским искусством и изящной словесностью есть не что иное, как многолетнее сотрудничество и содружество с нечистой силой. С течением времени демоны приобретают власть над своими клиентами и губят их.

Христианство учит нас, что есть лишь два греха, которые могут погубить человека безвозвратно, без всякой надежды на спасение: хула на Святого Духа и самоубийство. Именно этого и добиваются "музы" от преданных им "жрецов святого искусства".

В этом отношении судьба Пушкина более чем показательна. В течение многих лет он жил порочно, вирши сочинял во многом соблазнительные. Но в последние годы жизни он пишет все меньше и меньше стихов, и при том они неопровержимо свидетельствуют о том, что в душе поэта происходят существенные перемены. Вот несколько его творений, относящихся к 1936-ому году: "Не дорого ценю я громкие права...", "Пора, мой друг, пора...", "Напрасно я бегу к сионским высотам", "Отцы-пустынники и жены непорочны..."

Но сатана отнюдь не был намерен выпустить Пушкина из своих лап, и вот он толкает поэта на очередную дуэль. А этот грех паче всех прочих осуждается Церковью, поскольку поединок соединяет в себе покушение и на убийство, и на самоубийство...

Но мы можем утверждать, что Сам Господь помиловал великого поэта. Хотя рана оказалась смертельной, Пушкину дано было время покаяться: он исповедался, причастился, помирился и с Царем, и с женою...

Постепенно отходя от античности и фольклора в его мистическом компоненте, Пушкин все пристальнее и осознаннее прочувствует библейские сюжеты, ставшие впоследствии основой для его стихотворений. Рассмотрев стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны», я заметила, что это произведение было написано  22 июля, в день памяти жены мироносицы Марии Магдалины, возвестившей о Воскресении Христа. В этом стихотворении выразилась нравственная мука человека, страдающего от совершенных грехов:

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья

Да брат мой от меня не примет осужденья…

 В лирическом герое мы узнаем самого Пушкина. Это подтверждает и настойчивое, нарочитое употребление определенной морфологической формы – падежных форм местоимения «я»: «меня», «мне», «моих», «моей», «мои». Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первая – рассуждение поэта о том, что есть много молитв, с которыми люди обращаются к богу.

Вторая часть – молитва, избранная поэтом. Еще одно косвенное подтверждение осмысленности и индивидуальной осознанности выбираемого духовного Пути лирического героя-Пушкина. Но и в этой молитве можно выделить два начала. Поэт взывает к богу с просьбой избавить его душу от «грехов», а затем умоляет о «благодати» для своего сердца. В Божественной молитве у «владыки дней» просит «Смирения, терпения, любви», «целомудрия» и уберечь свою душу от «празднословия». Но нет ничего удивительного в том, что это стихотворение-молитва появляется именно в 1836 году, когда зрелый уже поэт, вероятно, сильнее и глубже, чем прежде, задумывается о назначении души, Божественной искры в человеке.

Становится очевидной взаимосвязь со стихотворением 1826 г. «Пророк». Общение с Богом и его посланниками присутствует и в том, и в другом произведении. Существенное различие заключается лишь в том, что в «Пророке» «глас бога» взывает к лирическому герою, а не наоборот.

Основная идея пушкинского «Пророка»— утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Она раскрывается постепенно, проходя через ряд последовательных этапов. Принципиальным отличием от библейской первоосновы является введение в сюжет духовного преобразования лирического начала.

«Пророк» стал самым известным произведением А.С.Пушкина. Это его итог в творчестве, назначение поэта отвечающего не только перед людьми, но и перед Богом. В начале стихотворения отражается душевная опустошенность, которая мучила поэта в годы «кризиса»:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился…

После мучительного перерождения и чудесного преображения чувств и способностей происходит поистине одухотворенное осознание своей миссии пророка:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Безусловно, поэтом становятся немногие, избранные Богом, чтобы выполнить свою миссию, донося и «глаголя» истину людям. Пушкин же призывает и других поэтов жить и творить по этому принципу.

Я считаю, что произведения «Пророк» и «Отцы-пустынники…» А.С. Пушкина наиболее точно выражают роль и предназначения поэта, которому предоставили такой божий дар, и который должен «глаголом жечь сердца людей». А значит, именно в душах и сердцах поэтов способна зарождаться та Божественная правда, которую они получают, «прозрев» и отдав всего себя без остатка творчеству. Пушкин, как мне кажется, глубоко прочувствовал связь между человеком и Богом только благодаря своему поэтическому дару, в силу своей избранности. Но прочувствовав ее, он не только не усомнился в ее важности, но и искренне «обходил моря и земли», чтобы «глаголом жечь сердца людей».

Категория: Проза | Добавил: Matfeya (14.10.2016)
Просмотров: 613 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024