Категории раздела

Поэзия [12]
Поэтическое творчество
Проза [24]
Прозаические работы
Исследовательские работы [6]
Проекты и исследовательские работы

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Русский язык и литература
Главная | Регистрация | Вход
Творческие работы учеников


Главная » Статьи » Творческие работы учеников » Исследовательские работы

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «МУЖЕСТВО» КАК УНИВЕРСАЛЬНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДОБРОДЕТЕЛИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОСЛОВИЦАХ

I.                  Введение

Добродетель человеческая стала объектом внимания философов так давно, что истоки изучения этого вопроса трудно найти, с полной уверенностью утверждая, что именно тому, а не другому античному мыслителю принадлежит самое первое размышление об этом вопросе. Но и сегодня, спустя тысячелетия, существует такой широкий спектр трактовок и толкования добродетелей, что приходится соглашаться с одними и отвергать другие, подчас совершенно противоположные из них.

Даже философские словари, содержащие, казалось бы, одни и те же прописные истины, предлагают несколько вариантов определения добродетели.  В «Энциклопедическом словаре» А.А. Ивина добродетель – это «деятельное добро, делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве»[1].  В Философском энциклопедическом словаре добродетель определяется как «постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью»[2]. Советские источники характеризуют добродетель с этической точки зрения, не беря во внимание ее религиозную составляющую: «категория этики, обозначающая положительные нравственные качества личности; противостоит понятию порочности»[3]. Православный же энциклопедический словарь предлагает рассматривать добродетель как «делание добра, положительные нравственные качества личности, противоположность греху»[4]. Остановимся на этом определении, которое охватывает наиболее полно все, необходимые нам, стороны добродетели, поскольку и совершение добра, и внутренняя, душевная нравственность, и противостояние греху исконно присутствуют в устном народном творчестве. К рассмотрению малого жанра фольклора – пословиц – с точки зрения отражения в нем мы обратились в нашей работе. Рассматривая христианскую добродетель как составляющую православной традиции русского народа, закрепившуюся в пословицах, мы сформулировали цель научного исследования. Цель: исследовать функционирование темы христианских добродетелей в русских народных пословицах. Для ее реализации целесообразно решить следующие задачи:

  1. Изучить понятия «добродетель» с точки зрения общефилософской и богословской наук;
  2. собрать и классифицировать пословицы о мужестве;
  3. сделать вывод об особенностях функционирования понятия «мужество» как христианской добродетели в русском устном народном творчестве.

Решение поставленных задач и достижение заявленной цели мы видим в отборе и классификации пословиц, подходящих под критерии нашего исследования.

II.               К вопросу о христианских добродетелях

Чтобы учесть все особенности христианской добродетели в пословицах, необходимо указать отличия названной от естественной добродетели человека. Она заключается в существовании естественной «на велениях, указаниях одного человеческого разума, который неясно, а иногда и неверно понимает требования нравственного закона, — или основывается на внушениях человеческой совеет, иногда ошибочной и заблуждающееся, а также на естественных усилиях нашей воли, слабой и немощной при выполнении требований нравственного закона». Христианская же добродетель основывается на данных Божественного Откровения, осуществляется усилиями воли, укрепленной благодатной силой Святого Духа, приводит человека в теснейший союз со Христом и вселяет в сердце человека твердую надежду спасения. Это отличие закреплено и в «Послании восточных патриархов о православной вере», которые учат: «Добро, которое человек может делать по природе, будучи естественным, делает человека только душевным, а не духовным, и оно не содействует к спасению, хотя оно и не есть зло, и не служит к осуждению, ибо добро как добро не может быть причиной зла»[5]. Духовность же приобретается лишь человеком через «рассудительность, благоразумие, приобретаемые многообразным духовным опытом и подаваемые благодатью Божией»[6].

Поскольку нас интересуют общехристианские добродетели, мы не учитывали в своей работе исторические расхождения во взглядах на список добродетелей между православной и католической церковью и в качестве лингвистического материала для наблюдения и анализа выбрали пословицы из книги «Пословицы и поговорки» В.И. Даля, содержащие семь христианских добродетелей: «четыре кардинальные добродетели (мужество, умеренность, справедливость, благоразумие) представляют собой, собственно, кардинальные добродетели античной этики, впервые выделенные Эсхилом и затем вошедшие в позднеантичную традицию через Платона, Аристотеля и стоиков. Блаженный Августин, воспроизведя эту схему, добавил к ней три "теологические" добродетели, учение о которых развивали восточнохристианские авторы: вера, надежда, любовь»[7].

III.           Пословицы о мужестве в сборнике В.И. Даля «Пословицы и поговорки»

В соответствии с этим богословским постулатом мы отобрали семь тематических групп из словаря В.И. Даля «Пословицы и поговорки».

Предметом нашего исследования стали пословицы, семантика которых прямо или косвенно связана с добродетелями «Мужество», «Умеренность», «Справедливость», «Благоразумие», «Вера», «Надежда», «Любовь».

В своей работе мы подробно остановимся на первой группе – «Мужество».

В ней представлено 99 пословиц. Ни в одной из отобранных пословиц слово «мужество» не употребляется. В ряду синонимов к слову «мужество» обнаруживаем такие слова как «смелость», «храбрость»[8].  В 8 пословицах употреблено то или иное слово с корнем «смел» (однокоренные слова):

«Кто смел, тот и съел» – О предприимчивом, ловком, хитром, умеющем устраиваться человеке; смелому сопутствует удача. Используется как поощрение смелости, решительности в чем-л. или как характеристика хитрого, преуспевающего человека;

 «Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать» – Смелый, решительный добивается большего, лучшего, чем робкий;

 «Смелый приступ не хуже половины победы» – Смелому многое по плечу. Говорится в решимости совершить что-либо трудное, рискованное или как объяснение успеха в делах;

«Смелого ищи в тюрьме – глупого в попах!» – Смелый человек способен на отчаянные поступки, которые могут быть чреваты последствиями. Глупый человек ассоциируется с «недалекими» служителями религиозных культов;

 «Хотя не ел, да будь смел» – О смелости, присущей человеку независимо от внешних обстоятельств;

«Сердце соколье, а смелость (смельство) воронье» – О ложной смелости, похвальбе, напрасном бахвальстве;

 «На смелого собака лает, а трусливого рвет» – Смелого человека и сильное животное уважает, а трусливый будет разорван, т.к. собаки и волки чувствуют внутренний страх;

  «Смелым бог владеет, пьяным черт качает» – Смелый человек находится под защитой Бога, но если эта смелость связана с алкогольным опьянением, то такой ложной смелостью управляет черт.

В 1 пословице употреблено слово с корнем «храбр»:

«Храбр после рати, как залез на полати» – О храбрости «после драки», когда эта храбрость выражается лишь в сотрясании  воздуха и угрозе кулаком из безопасного места.

В остальных пословицах добродетель «мужество» выражается опосредованно, через логическую взаимосвязь или антонимичное выражение («Лучше умирать в поле, чем в бабьем подоле», «У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки», «Что Бог ни даст: либо выручит, либо выучит», «Укрепится человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Волка бояться – и от белки бежать» и др.).

Анализ данных пословиц наглядно демонстрирует глубокую взаимосвязь между лексическим значением слова «мужество» (как одной из христианских добродетелей) и социально-бытовыми условиями жизни наших предков, которая выражается в использовании данной лексической единицы для оформления таких понятийных категорий как «война, битва», «домашнее хозяйство», «животные», «развлечения». Через семантику этих бытовых отношений осознается представление о важности мужества в жизни русского человека.

IV.           Заключение

Учитывая, что «пословица — это малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном»[9], легко объяснимо, что обобщенность мысли и дидактичность пословицы позволило превратить ее в педагогический инструмент, который формировал нравственные и этические взгляды многих поколений русского народа на протяжении сотен веков. Именно поэтому в русских пословицах можно обнаружить большое количество упоминаний каждой из семи добродетелей, что подтверждается анализом одной из них.

 

 

[1] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

[2] Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губского [и др.]. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 574 с.

[3] Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970

[4] Энциклопедии и словари. Православный энциклопедический словарь // http://enc-dic.com/orthodox/Dobrodetel-101/

[5] "Послания восточных патриархов о православной вере", гл. 14-я

[6] еп. Феофан. Начертания христианского нравоучения, стр. 115-135; проф. Олесницкий М. Нравственное Богословие, § 19; проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия, гл. 23. Добродетель, стр. 344

[7] Семь добродетелей – Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EC%FC_%E4%EE%E1%F0%EE%E4%E5%F2%E5%EB%E5%E9

[8] Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.

[9] Пословица – Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%F1%EB%EE%E2%E8%F6%E0

Категория: Исследовательские работы | Добавил: Matfeya (14.10.2016)
Просмотров: 541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024