Категории раздела

Мои статьи [3]
Творческие работы учеников [42]
В разделе собраны творческие и исследовательские работы моих учеников (конкурсные и учебные)

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 13:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Русский язык и литература
Главная | Регистрация | Вход
Творческие работы учеников


Главная » Статьи » Мои статьи

Практика реализации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности (из опыта

Современные реалии развития общества таковы, что школа не может больше выполнять социальный заказ по стандартной передаче знаний от одного поколения к другому. Школа перестает быть справочником, школа обязана стать средой, в которой ребенок формируется как личность: нестандартная, уникальная, разносторонняя, социализированная, готовая к ежедневным вызовам, мобильная и устойчивая. Современная школа, проходящая сложный период реализации ФГОС, воспитывает и новых учителей, чья деятельность направлена на решение поставленных обществом и государством задач.

В школе нет больше предметов главных и второстепенных, есть лишь поле, позволяющее формировать личность. Но нельзя не согласиться с тем, что всегда большая роль русского языка приобретает сейчас особое звучание. Учитель-словесник должен строить свою педагогическую деятельность в соответствии с современными требованиями к содержанию образования, по завершении которого его выпускник должен быть готов к самостоятельному продолжению приобретения знаний и опыта на основе компетенций, сформированных в школе.

Цель своей работы я вижу в создании системы взаимодополняющих приемов и методов современных педагогических технологий, которые могут, интегрируясь, стать инструментом развития базовых компетенций обучающихся (умения изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное; умения цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу; быть тактичным и убедительным в дискуссии - одного из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся; умения анализировать готовый текст и синтезировать собственный и др.). Одним из путей достижения данной цели является использование проектного метода в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

Как хочется нам, педагогам, порой ограничиться набором правил и орфограмм, которые мы даем своим ученикам как панацею от безграмотности. Но искажение языковой реальности в угоду новым трендам, популярным в социальных сетях, СМИ и молодежном общении, неизбежно приводит к снижению уровня языковой культуры, разложению норм литературного языка, обеднению и угасанию выразительности и утонченности речи. Осознавая важность этой проблемы, я разработала проект «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках работы региональной инновационной площадки «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности». Целью проекта являются формирование представления обучающихся о современном состоянии русского языка на материале отдельного социума с помощью приемов системно-деятельностного подхода. Иными словами, в рамках работы этой площадки я предлагаю своим ученикам направления поисковой, научно-исследовательской и проектной работы через погружение в живой язык.

Исходя из цели, я сформулировала задачи и выдвинули проектную гипотезу: если на уроках русского языка и литературы, на кружковых занятиях и во внеурочной деятельности проводить систематическую работу по изучению и анализу современного русского языка, его богатства, проблем, которые существуют на разных уровнях языковой системы, пропагандировать познавательный интерес к самостоятельной речемыслительной деятельности, то это повлияет на развитие личности, формирование базовых и учебных компетенций, повысит заинтересованность обучающихся в предмете и обучении в целом; сформирует всесторонне развитую личность с активной жизненной позицией.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме. Так, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA) приводит статистические данные исследований, из которых видно, что российские школьники показали значительно более низкие результаты и находятся лишь в середине списка [1].

Системно-деятельностный подход в обучении позволяет ставить и решать основную задачу образования — создавать условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов.

Для достижения поставленных целей я предложила обучающимся принять участие в работе региональной инновационной площадки «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности». Условно, данная деятельность подразделяется на три этапа: I этап – подготовительный, II этап – обучающий, III этап – исследовательский.

Необходимость в таком разделении возникла из-за возрастных особенностей детей, у которых я преподаю русский язык и литературу. Однако это не означает, что ученики 5 класса лишены возможности проектировать и исследовать, а старшеклассники не работают с языковым материалом вне проектной деятельности. Работа школьной площадки организована по следующей схеме:

 

 

 

 

 

 

 

Главным, по моему мнению, в работе учителя-словесника является преемственность не только содержательной составляющей предметов, но и приемов и методов. Возможность проведения работы с обучающимися разных возрастных групп позволяет корректировать образовательную траекторию и отслеживать динамику результатов.

Работу с каждым звеном площадки я начала с опроса, который позволил определить заинтересованность обучающихся в развитии языковой компетенции, ведении проектной деятельности в рамках учебного предмета. Вопросы несколько отличались для разных возрастных групп, но результаты опроса помогли сформировать понимание заинтересованности обучающихся в повышении уровня языковой компетентности и в перспективности использования приемов системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности.

Планируя сохранить преемственность на всех уровнях школьного образования, я разработала программу внеурочной деятельности «Азбука добра» для младших школьников.

Цель программы – расширить представление обучающихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Иными словами – заложить фундамент. Программа рассчитана на 4 года преемственной реализации.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка. Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. На занятиях я предлагаю ученикам выполнить первоначальный анализ художественного текста. Мы ведем с ними творческие тетради, которые напоминают традиционные читательские дневники. В тетрадях обучающиеся не только фиксируют содержание произведений, но и осуществляют анализ языковых средств. Фактически, это первоначальный комплексный анализ текста, этап подготовки к научному познанию. Любая работа сопровождается визуализацией через иллюстрирование. Но это не просто рисунок, а эмоциональный, ассоциативный отпечаток пройденного текста,)который в дальнейшем ученики комментируют, выступая перед аудиторией. Это одновременно можно считать и рефлексией их деятельности.

Логическим продолжением этого, своего рода, «подготовительного» этапа являются занятия в кружке «Родной язык – живоносный источник добра и любви».

Занятия кружка ведутся по рабочей тетради и хрестоматии, подготовленным автором курса Д.З. Арсентьевым. Экспериментальный курс «Родной язык — живоносный источник добра и любви» предполагает создание на уроке ситуации истинного общения с учеником, осваивающим мир через наиболее емкий способ выражения и существования человеческого духа — словесность, пространство художественного текста. Ученик как собеседник. Эта позиция обеспечивается изначально — учебными пособиями (Хрестоматия и Рабочая тетрадь), закрепляется в заданиях. Причем задания формулируются таким образом, что непосредственно реализуют один из приемов техники развития критического мышления – толстые вопросы, обращенных к нему: «Как ты считаешь?..», «Что тебе в этом тексте кажется самым важным?», «Прислушайся...», «Как ты полагаешь, почему?..», «..Как это можно доказать?..».

Ученик в ходе решения творческой задачи познает свой внутренний мир и более полно принимает себя. Занятия помогают обучающимся обогащать словарный запас, контролировать отбор языковых средств для публичного выступления.

Рабочая площадка позволяет подготовить ученика к обобщению личного читательского опыта, жизненных идеалов и учебных целей в проектной деятельности, которая осуществляется параллельно и по итогам работы с материалом данного курса.

На данном этапе реализации курса (спустя два года) можно говорить о повышении заинтересованности обучающихся в подобной творческой работе. На каждом занятии ученики, по сути дела, создают мини-проект в рабочей тетради. Удобство такой работы заключается в том, что дети имеют наглядный опорный «скелет» такой творческой работы, я предлагаю им сформулировать проблему, исходя из цели урока. Отбор материала осуществляется самими обучающимися, исходя из личного опыта, интересов, уровня общей подготовки, сформированности компетенций. При этом программа курса гарантирует, что не будет «плохих» работ и «неправильных» ответов, т.к. процесс познания строится на абсолютном творчестве учеников и учителя.

С уверенностью можно сказать, что результативность такой работы проявляется уже сейчас. Это видно из анализа успеваемости обучающихся, посещающих занятия кружка, по учебным дисциплинам «Русский язык» и «Литература». Среди обучающихся повысился интерес и к участию в предметных конкурсах. Так, занятия в экспериментальной площадке помогли обучающимся 5х классов успешно справиться с заданиями всероссийского конкурса «Русский медвежонок» и показать высокие результаты на школьном этапе олимпиады по русскому языку, прошедшему в начале марта. Мои ученики заняли 1 и 2 места. Примечательно, что в ходе анализа олимпиадных работ ученики отметили, что задания повышенной сложности они решили по аналогии с заданиями, которые мы выполняли на занятиях экспериментальной площадки. Можно говорить об успешном процессе формирования предметных компетенций.

Такая работа нацелена не только на анализ художественного текста, но, главным образом, на формирование компетенций самостоятельного, мыслящего, анализирующего, прогнозирующего, проектирующего ученика, который впоследствии сможет реализовать себя в жизни.

Кроме того, обучающиеся 5 класса начали работу над проектами «История буквы». Эта работа направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Каждый ученик самостоятельно выбрал индивидуальный стиль работы над темой, отобрал материал, стиль оформления проекта. Кроме теоретических сведений о буквах нашего алфавита обучающимся было предложено выразить ассоциативное восприятие буквы в различных техниках рукоделия, художественного творчества и иных способах визуализации. Такая работа представляется мне средством рефлексии, помогающей подвести итог, осмыслить собственные усилия и выразить отношение к работе.

И последним этапом моего проекта является деятельность исследовательской группы обучающихся 10-11 класса «Лингвоэкологи». В старшем звене школы обучающиеся, как правило, имеют представление о целесообразности и перспективах процесса собственного обучения и развития, поэтому мотивированность таких детей позволяет добиваться высоких результатов в учебной и внеучебной деятельности.

Исследовательские работы, которые способны реализовывать старшие школьники, отличаются глубиной познаний и самостоятельностью суждений, часто неожиданных и нестандартных. Исследовательская работа и последующая ее презентация на различных уровнях и в различных формах позволяет сформировать и ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Работа нашей группы построена таким образом, что участники сами выбирают темы для изучения. Я считаю, что принципиально важен личный интерес и мотивация обучающихся в проектной деятельности, которая приносит им удовлетворение и позволяет реализовать свой потенциал.

На первом занятии я предложила только исходное направление «Экология языка». Обучающиеся с интересом приняли его, поскольку параллельно, на уроках русского языка, они проводят объемную работу над речевыми и стилистическими ошибками входе подготовки к итоговой аттестации.

В результате изучения современной языковой ситуации было принято решение сосредоточиться на местных языковых явлениях, которые, в соответствии с выдвинутой гипотезой, одновременно являются результатом общего культурного уровня жителей Мценска и влияют на него. Языковая среда социума – это среда, в которой непосредственно находятся обучающиеся: она влияет на них, а они влияют на неё.

В ходе работы собирается языковой материал г. Мценска, который анализируется и систематизируется самими учениками. Данная работа позволяет не только стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, но и создать основу для успешного освоения обучающимися новых знаний. Материалы исследований используются мною на уроках русского языка (при работе с лексическими нормами русского языка, лингвистическом анализе текста, подготовке к ЕГЭ). Пример задания по определению стилистического соответствия языковых единиц:

Определите стилистическую принадлежность отрывка:

Сегодня я гулял по центру, у Дэкашки встретился с пацанами. Леха говорит: «На БАМе сегодня игра, ребята в футболец зовут». Я сразу согласился, только сначала в Сбереженку предложил зайти.

Я считаю, что для успешной социализации в обществе будущим выпускникам недостаточно только предметных знаний. Научно-исследовательская работа может помочь сформировать представление о языке как инструменте социального взаимодействия, раскрыв причинно-следственные связи между проблемами языка, современным его состоянием (на материале языка г. Мценска) и перспективами, а также путями и механизмами защиты от негативного воздействия.

Обучающиеся провели опрос среди своих сверстников и определили для себя ключевые проблемы, подлежащие изучению. В этом учебном году мы сосредоточились на изучении некоторых ономастических единиц: географических самоназваниях, названиях учреждений и торговой продукции, а так же, что весьма интересно, на прозвищах сверстников.

Практическая деятельность подразумевает продолжительную и объемную работу с языковым материалом, но первые результаты свидетельствуют о перспективности реализации проекта. В течение 2-х лет на региональной конференции-конкурсе исследовательских работ «Юные исследователи – науке и технике» работы нашей творческой группы становятся победителями и призерами площадки «Языкознание», демонстрируя высокий исследовательский уровень и научный потенциал.

Исследовательская площадка позволяет реализовать не только научный подход и развитие компетенций школьников, погрузить их самих в научную среду и подготовить к следующему этапу обучения в высших учебных заведениях, но и реализовать региональный компонент в обучении на лингвистическом материале, который обучающиеся отбирают самостоятельно, формируя свое исследовательское поле познания.

Результаты реализации проекта свидетельствуют о справедливости выдвинутой нами гипотезы. Перспектива реализации моего проекта видится мне в создании программы для трех уровней обучения, объединяющей эти этапы в последовательную работу по развитию ключевых компетенций и формированию всесторонне развитий личности. Проектная деятельность позволяет вовлекать в процесс обучения всех, предлагая им разноуровневые задания, сформулированные в виде проблемных тем проектов.

 

Список литературы:

1. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. [2016]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_программа_по_оценке_образовательных_достижений_учащихся (дата обращения: 19.09.2016).

Категория: Мои статьи | Добавил: Matfeya (20.10.2016)
Просмотров: 425 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024