Категории раздела

Мои статьи [3]
Творческие работы учеников [42]
В разделе собраны творческие и исследовательские работы моих учеников (конкурсные и учебные)

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 20

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.04.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Русский язык и литература
Главная | Регистрация | Вход
Творческие работы учеников


Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка с помощью приемов и методов современных педагогических технологий

Педагог в России (как и поэт) – больше, чем педагог. Школа больше не может быть справочником, школа обязана стать средой, в которой ребенок формируется как личность: нестандартная, уникальная, разносторонняя, социализированная, готовая к ежедневным вызовам, мобильная и устойчивая. Современная школа, проходящая сложный период реализации ФГОС, воспитывает и новых учителей, чья деятельность направлена на решение поставленных обществом и государством задач.

В школе нет больше предметов главных и второстепенных, есть лишь поле, позволяющее формировать личность. Но нельзя не согласиться с тем, что всегда большая роль русского языка приобретает сейчас особое звучание. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского языка в основной школе является обширный перечень, сформулированный в учебных программах и стандартах. В достижении этих глобальных целей могут помочь современные педагогические технологии, внедрение и реализация которых активно проводится мною на уроках русского языка.

Работа педагога в условиях реализации ФГОС заключается в создании системы взаимодополняющих приемов и методов современных педагогических технологий, которые могут, интегрируясь, стать инструментом развития базовых компетенций обучающихся. Учитель формирует такую образовательную среду, которая поможет обучающимся в развитии языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования[1]. Требования включают перечень предметных, метапредметных и личностных результатов. Последние содержат ряд основных, общечеловеческих компетенций, которые необходимы для существования гармоничной и успешной личности. Компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.

Хуторский А.В., д.п.н., профессор, предлагает следующую классификацию базовых (личностных) компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования[2].

Работа над формированием данных компетенций ведется мною в процессе комбинирования и взаимодействия различных приемов и методов технологии развития критического мышления через письмо и системно-деятельностного подхода.

Среди многообразия определений критического мышления выделим одно, наиболее полно, на мой взгляд, раскрывающее сущность понятия: критическое мышление – это мышление самостоятельное; информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом мышления; начинается критическое мышление с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить; критическое мышление стремится к убедительной аргументации; критическое мышление есть мышление социальное

Такой подход к критическому мышлению полностью отражает его важность в формировании базовых компетенций современного выпускника.

Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. А это, по сути, и есть базовые компетенции.

В основе технологии лежит трехфазное построение урока:

  1. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
  2. Осмысление (получение новой информации)
  3. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Каждая фаза решает конкретные образовательные задачи и успешно соотносится с основными этапами современного урока по ФГОС.

Так, на стадии вызова решаются мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме), информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме) и коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) задачи. Работая с приемами ТРКМЧП, я осознаю необходимость их отбора в соответствии с конкретными образовательными целями и стадиями  урока. На первой стадии целесообразно использовать следующие приемы:

«Верные и неверные утверждения». Тема «Корень слова». В маршрутных листах урока обучающимся даны следующие сведения о морфеме: «корень – это изменяемая часть слова», «корень – это морфема, которая содержит общее значение всех однокоренных слов», «корень не может существовать без приставок и суффиксов», «корень – главная морфема в слове», «в слове подснежник корень снеж».

Тема «Имя существительное». На доске записаны следующие утверждения: «Имя существительное – это самостоятельная часть речи», «только имя существительное бывает подлежащим», «имя существительное изменяется по числам и падежам», «имя существительное не имеет рода», «воронка, белизна, портрет, лейтенант, он, гостиная – это существительные», «в предложении Белеет парус одинокий в тумане моря голубом существительное парус выполняет синтаксическую функцию подлежащего».

Тема «-Тся- и -ться- в глаголах». В маршрутных листах урока даны следующие утверждения: «-тся- и –ться- пишутся только в неопределенной форме глаголов», «чтобы правильно написать –тся- и –ться-, нужно задать к глаголу вопрос», «-тся- пишется на конце глаголов настоящего и будущего времени», «в глаголе пускат…ся(в расспросы) пишется –ться- на конце»

Тема «Фонетический разбор слова». Обучающимся предлагается список задач (прогнозируемых результатов) к уроку: «знать характеристики звуков», «выполнять морфемный разбор слова», «применять полученные знания, умения и навыки на межпредметном уровне», «пользоваться только орфографическими словарями для проверки»

«Корзина» идей, понятий, имен. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. При этом восприятие, усвоение и запоминание проходят на всех уровнях. Ученик записывает материал в рабочую тетрадь, в тетрадь для схем, в маршрутную карту урока. Учитель создает «корзину» на доске, что позволяет вторично осуществить визуализацию теоретического материала. Прием позволяет формировать максимальное число базовых компетенций на протяжении всего учебного занятия.

На данной стадии мотивации, актуализации и первичного усвоения знаний важную роль играет мнение каждого ученика, поэтому приемы, которые работают максимально продуктивно, основаны на методиках «мозгового штурма», в ходе которого ученики высказывают любые самые смелые, неожиданные, творческие, обоснованные и фантастические версии и предположения. В ходе таких информационных обменов не только формулируются необходимые для дальнейшей работы тезисы, прогнозируются результаты, обобщается известный материал, но и возникает стимул для дальнейшей работы. Ученики осознают, что их мысли ценны и могут быть полезны лично им, их товарищам, учителю для построения занятия. Важно, на мой взгляд, помнить, что даже неправильный ответ при работе с развитием критического мышления является вызовом, мотивацией к поиску правильного. Учитель должен быть максимально мобильным и лояльным к каждому ученику и его возможностям.

Успешная реализация фазы вызова позволяет перейти к фазе осмысления (это первичное усвоение и проверка понимания). На этом этапе работы я стараюсь сконцентрироваться на предоставлении возможности обучающимся самостоятельно отслеживать понимание изучаемого материала. Данная деятельность продуктивнее, если проводится не в режиме слушания, а в режиме чтения. Ведущими приемами на данной стадии могут быть «инсерт», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», может быть продолжена работа и над «корзиной идей».

Изучая тему «Имя существительное как часть речи», мы с обучающимися составили «корзину идей». В ходе работы с учебником ученики осуществили «инсерт», выяснив, что они уже знали по теме, что узнали нового, что хотят узнать еще. После чтения была дополнена «корзины идей», а детям было предложено самостоятельно сформулировать и записать определение изучаемой части речи на основе проведенной работы. В итоге ученики получили краткий теоретический материал, который отсутствует в учебнике в таком конкретизированном виде.

Кластер. Суть данного приема заключается в систематизации имеющихся знаний по теме. Прием успешен в интеграции с «корзиной идей». Примечательно, что кроме научной информации в кластер может быть добавлена побочная, интуитивно-ассоциируемая.

Я использую прием «кластер» на разных стадиях урока: на стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности, на стадии осмысления – для структурирования учебного материала, на стадии рефлексии – при подведении итогов того, что обучающиеся изучили.

Толстые и тонкие вопросы. Этот прием является одним из самых перспективно-ориентированных, поскольку в дальнейшей жизни выпускникам будет необходимо различать такие вопросы и вероятные ответы на них. От этого будут зависеть личные отношения, профессиональная и социальная реализация, жизненный успех в целом. Можно с уверенностью говорить о том, что этот прием универсален для формирования широкого спектра базовых компетенций. Этот прием эффективен на уроках развития речи, построения осмысленного высказывания по проблеме исходного текста или самостоятельного речевого продукта на заданную тему.

При работе с изложениями я предлагаю ученикам листы с таблицей, в которой даны две колонки с «тонкими» и «толстыми» вопросами. На «тонкие вопросы» – кто? что? когда? где? –  обучающиеся  могут легко ответить самостоятельно, для работы с «толстыми» вопросами лучше всего использовать групповую форму или метод «мозгового штурма». Разнообразить работу с приемом можно, предложив ученикам самостоятельно сформулировать «толстые» вопросы к тексту.

Обучающиеся пишут подробное изложение с изменением лица по тексту Г. Скребицкого «Хитрый заяц», при этом на партах обучающихся лежат листы с вопросами в виде таблицы:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто действующие лица?

Дайте объяснение, почему собаки рассказчика вели себя странно?

Где происходит действие?

В чем разница между этим и другими зайцами, на которых охотился рассказчик?

Куда спрятался заяц?

Объясните, почему рассказчик опустил ружье?

Как закончилось событие?

Предположите, обучит ли заяц зайчат «уму-разуму»?

На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Но важно использовать рефлексивные действия на протяжении всего занятия, т.к. на первых двух стадиях рефлексия сопутствует, объединяет усилия по мотивации, осмыслению и усвоению, на последней стадии она становится основной целью учителя и учеников. Поскольку основой рефлексивного действия Б. Блум считал вопросы, я стремлюсь не только вовлекать учеников в ответы на заданные учителем вопросы, но и побуждать самостоятельную постановку вопросов, саморефлексию процесса обучения. На этой стадии снимается ограничение на оценки, но их целесообразнее давать через призму собственных действий и собственных результатов.

Начиная рефлексию, я всегда обращаю внимание учеников на то, что я открыла, узнала, услышала от них новые варианты, ассоциации, удивилась нестандартному пути решения, увидела творческий подход к упражнению. Такая искренность и позиция партнерства позволяют сделать атмосферу обсуждения более открытой, а результаты более плодотворными.

Изучая тему «Основа слова», мы подобрали ассоциации к каждой морфеме: корень – это фундамент, который может существовать веками; приставка – это пристройки, стены, которые могут перестраиваться по желанию хозяев; суффикс – это крыша, которой заканчивается постройка; основа – это все жилое здание, а окончание – это поколения жильцов, которые могут меняться, пока существует строение. На стадии рефлексии мною было предложено оценить наши общие усилия по составлению такой ассоциации и спрогнозировать ее использование в дальнейшей учебной деятельности. Я отметила важность для меня как учителя такого нового нестандартного подхода к обычной теме, который сформулировали мои ученики. Оценивая собственные действия и результаты, ученики высоко оценили такое соавторство и свой вклад в освоение учебного материала.

Таким образом, эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом, формирование базовых компетенций.

Системно-деятельностный подход

Современное развитие гуманитарного образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентации, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества, гражданина своей страны. Формированию и развитию базовых компетенций обучающихся служат и ключевые принципы системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

В 2014 году наша школа стала участником региональной инновационной площадки «Становление языковой культуры и проблемы формирования языковой личности». В рамках работы этой площадки я предлагаю своим ученикам направления поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Обучающиеся 5 класса начали работу над проектами «История буквы». Эта работа направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Каждый ученик самостоятельно выбрал индивидуальный стиль работы над темой, отобрал материал, стиль оформления проекта. Кроме теоретических сведений о буквах нашего алфавита проектантам было предложено выразить ассоциативное восприятие буквы в различных техниках рукоделия, художественного творчества и иных способах визуализации. Такая работа представляется мне средством рефлексии, помогающей подвести итог, осмыслить собственные усилия и выразить отношение к работе.

Обучающие 10 класса вошли в исследовательскую группу, реализующую наблюдение и изучение особенностей местного языка для развития интереса к языковым явлениям социума. В ходе работы собирается языковой материал г. Мценска, который анализируется и систематизируется самими учениками. Данная работа позволяет не только стимулировать познавательный интерес к изучаемому предмету, но и создать основу для успешного освоения обучающимися новых знаний. Материалы исследований используются мною на уроках русского языка (при работе с лексическими нормами русского языка, лингвистическом анализе текста).

Задание 1: Определите стилистическую принадлежность отрывка и исправьте стилистические и речевые ошибки:

Сегодня я гулял по центру, у Дэкашки встретился с пацанами. Леха говорит: «На Микроне сегодня игра, ребята в футболец зовут». Я сразу согласился, только сначала в Сбереженку предложил зайти.

Такое задание оказывается для учеников интереснее и понятнее, т.к. помогает на родном им материале отработать основные правила и нормы языка.

Без сомнения, системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Результативность опыта, соответствие целям и критериям

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка помогает формировать базовые компетенции обучающихся. Анализ работы показывает, что обучающиеся эффективно

  • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
  • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
  • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умеют выходить из них;
  • грамотно работают с информацией и освоили новые информационные технологии;
  • могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня

Открытость современного педагога новым идеям, формам и способам передачи знаний, мобильность и готовность использовать современные педагогические технологии для формирования ключевых компетенций позволит добиваться высоких образовательных результатов и успешно сочетать обучение с развитием, передачу знаний с формированием умений эти знания добывать, преобразовывать и использовать в дальнейшей жизни.

Используемые источники:

  1. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). — Томск, 2010. — 410 с.
  2. Технология развития критического мышления // http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
  3. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  4. Системно-деятельностный подход // http://tulaschool65.ru/klassnym-rukovoditelyam/sistemno-deyatelnostnyj-podxod.html
  5. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002

 


[1] Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

[2] Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002

Категория: Мои статьи | Добавил: Matfeya (20.10.2016)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024